1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………4
1.2.1 Цели логопедической работы ………………………………4
1.2.2. Задачи логопедической работы ……………………………4
1.2.3. Цель психологической работы…………………………….5
1.2.4. Задачи психологической работы…………………………..5
1.3.Принципы психолого-логопедической работы……………..6
2.Содержание программы………………………………………..7
2.1.Учебный план………………………………………………….7
3.Список используемой литературы……………………………...9



1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на детей в возрасте 2 -3 лет с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать образовательные потребности детей с нарушением речи, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Данная программа определяет цели, задачи, содержание и организацию индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).


1.2. Цель и задачи программы
1.2.1. Цели логопедической работы


• Развитие речевой инициативы , создание мотивации к речевой деятельности
• Обогащение внутреннего и внешнего лексикона
• Формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана , программы высказывания ( по началу - примитивного)


1.2.2.Задачи логопедической работы

  1. Стимуляция речевой и психологической активности.
  2. Развитие эмоционального общения со взрослыми.
  3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого.
  4. Развитие и коррекция психофизической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навоков и т.д.
  5. Формирование мотивационного – побудительного уровня речевой деятельности
  6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
  7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического), структурирование речевого общения.
  8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.



1.2.3.Цель психологической работы
Социализация ребенка с раннего детства, развитие у него высших форм поведения и психологической деятельности.

1.2.4.Задачи психологической работы
  1. Преодоление задержки в сенсорном, моторном и когнитивном развитии ребенка.
  2. Коррекция последствий неадекватных методов воспитания.
  3. Воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, этических, трудовых, эстетических).
  4. Обучение способом психологической саморегуляции, умению распознавать и воспроизводить отдельные эмоции, эмоциональное состояние, управлять ими.
  5. Формирование адаптивного поведения в стрессовых ситуациях.



1.3.Принципы психолого-логопедической работы

•Систематичность проведения занятий
•Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую)
•Экспрессия педагога
•Эмоциональный фон совместной деятельности
•Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течении занятий
•Включение родителей
•Вариативность наглядного и дидактического материала для детей
•Использование элементов соревнования
•Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых
•Использование визуализированной системы поощрения
•Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции
•Принцип стимуляции процесса естественного развития ребенка
•Организация режима дня ребенка, ритмизация любой его деятельности


2.Содержание программы
3.Список литературы
Теория.

1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия.
2. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.
3. О.Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?».
4. М. Кольцова. Ребенок учится говорить.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. 2011г.
6. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие.
7. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений \ под ред. Л.С. Волковой, 5-е изд., перераб.и доп. 2006г.8. Методическое наследие. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. Владос., 2007.

Книги по теории нейропсихологии, развитию мозга.

1. Т.Г. Визель. Основы нейропсихологии. 2009г.
2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2000г.
3. Норман Дойдж. Пластичность мозга. 2010г.
4. Масару Ибука. После трёх уже поздно.
Примерные практические пособия

1. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольника.
2. Безрукова О.Л. Слова родного языка. Грамматика русской речи. 2011г.
3. Шалаева Г.П. Русский язык.Первый учебник вашего малыша. 2002г.
4. Баранников И.В. Асадуллин А.Ш.Картинный словарь русского языка. 1993г.
5. Скворцова И. Логопедические игры. 2014г.
6. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. Смарт, Спб., 1994.

Другие практические пособия

1. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить "неговорящего" ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии). "Белый ветер", 2014.
2. Новикова-Иванцова Т.Н. Ритмы. Слоги: методическое пособие для работы логопедов по формированию слоговой структуры слов у детей с тяжелой речевой патологией –М.,2015.
3. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Книги 1, 2, 3.
4. Новикова-Иванцова Т.Н., Тексты. Методическое пособие для работы логопедов по формированию связной речи у детей с тяжелой речевой патологией. Книги 1,2.
5. Долганюк Е.В. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста.
6. Нищева Н.В. "Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР".
7. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание простых звуков.

8. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Формирование предложения.
9. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты добукварного периода.
10. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Ранний дошкольный возраст.
11. Нищева Н.В. Потешки и пестушки для маленьких., а также пособие "Веселые дразнилки".
12. Травкина Ж.А. Комплект практических пособий: слоговые упражнения, сложи слово, формирование слоговой структуры и др.
13. Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход. Издательство Грифон, 2019. - 256 с.\