ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.. 3
1.1. Характеристика программы. 3
1.2. Цель реализации программы.. 5
1.3. Планируемые результаты обучения. 5
1.4. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение. 5
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.. 7
2.1. Учебный план. 7
2.2. Календарный учебный график. 8
2.3. Рабочие программы разделов. 9
2.4. Оценка качества освоения программы.. 12
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.. 15
3.1. Материально-технические условия. 15
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 16
3.3. Кадровые условия. 17


РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Характеристика программы Нормативно-правовую основу разработки дополнительной профессиональной программы – программы повышения квалификации для учителей-дефектологов, учителей-логопедов (логопедов) образовательной организации по теме «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС» (далее – образовательная программа) составляют следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в последующей редакции Федеральных законов);
- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 (в последующей редакции) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019 в отношении должности Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Форма обучения.Очная форма обучения
Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Трудоемкость освоения дополнительной профессиональной программы.Срок освоения образовательной программы слушателями (трудоемкость) составляет 72 академических (учебных) часа, из них:
- лекции – 26 часов;
- практические занятия – 24 часа
- самостоятельная работа слушателя – 20 часов
- итоговая аттестация по образовательной программе – 2 часа.
Срок реализации: 2 недели
Особенности организации образовательной деятельности по программе повышения квалификации.Для всех видов образовательной (учебной) деятельности академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, перерывы между занятиями не менее 10 минут.
Объем недельной учебной нагрузки слушателей, включающей в себя все виды образовательной деятельности, в часах регламентируется календарным учебным графиком и расписанием организации образовательной деятельности слушателей. Объем учебной нагрузки в неделю – 36 часов.
Освоение образовательной программы возможно в рамках реализации индивидуального учебного плана и соответствующего календарного учебного графика. В этом случае продолжительность обучения может быть изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного слушателя.
Освоение программы повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой в форме, определенной в учебном плане данной образовательной программы.
К итоговой аттестации допускается слушатель, не имеющий академической задолженности, успешно прошедший все виды промежуточной аттестации и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.
По итогам прохождения итоговой аттестации слушателям выставляется оценка: зачтено / не зачтено.

Итоговый документЛицам, успешно освоившим программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию на оценку «зачтено», выдаются документы о квалификации: удостоверения о повышении квалификации. Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из профессиональной образовательной организации, выдаются справки об обучении или о периодах обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

1.2. Цель и задачи реализации программыЦелью реализации программы повышения квалификации является совершенствование и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Задачи:
- приобретение слушателями знаний и навыков, способствующих повышению уровня их профессиональной квалификации;
– определение соответствия результатов освоения слушателями программы повышения квалификации, соответствующим требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

1.3. Планируемые результаты обучения После успешного освоения данной программы повышения квалификации обучающиеся будут Знать: •устройство и функции артикуляционного аппарата; •показания к проведению логопедического массажа; •принципы подбора артикуляционных упражнений; •методические рекомендации по проведению логопедического и зондового массажа •методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников Уметь: •проводить обследование звукопроизношения и определять специфику нарушений произношения звуков при различных речевых патологиях; •подбирать упражнения для коррекции и профилактики нарушений звукопроизношения; •проводить коррекцию нарушений и развитие артикуляционных навыков; •применять логопедический и зондовый массаж в традиционной и нетрадиционной формах; Владеть: ·основными приемами логомассажа; ·комплексами массажных движений; ·комплексами упражнений по логопедическому и зондовому массажу; 1.4. Категория слушателейК освоению дополнительной профессионально программы – программы повышения квалификации допускаются:
- лица, имеющие высшее образование;
Целевая аудитория, для которой предназначена настоящая образовательная программа: учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)
2.4. Оценка качества освоения программы Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией в форме тестирования.
Проведение итоговой аттестации направлено на определение соответствия достижения обучающимися результатов обучения по образовательной программе.

Контрольно-оценочные средства
1. Что включает в себя обследование артикуляционного аппарата:
сбор анамнестических данных
изучение объема пассивного и активного словаря
выявление состояния мышц языка
беседа с родителями

2. Логопедический массаж – это:
негативный метод воздействия
активный метод воздействия
пассивный метод воздействия
нейтральный метод воздействия

3. К видам логопедического массажа НЕ относится
точечный
нейроседативный
классический
зондовый

4. Какие нарушения речи являются показанием для проведения логопедического массажа?
Дислексия
Дизартрия
простая дислалия
нарушения голоса

5. Расслабляющий логопедический массаж проводится:
достаточно ритмично
в медленном темпе

6. Противопоказанием к назначению логопедического массажа НЕ является
Острые воспалительные процессы
Герпес на губах
Кашель
Увеличение лимфатических узлов

7. К основным техникам массажа относят:
поглаживание
глажение

8. Вспомогательные приемы растирания:
гребнеобразное поглаживание
пиление

9. К приемам растирания НЕ относят
круговое
спиралевидное
сотрясение

10. Каким зондом НЕ проводится массаж мышц, обеспечивающих верхний подъем языка:
7
1
10
6

Критерии оценки:
Оценка «зачтено»: от 50 % – до 100 % включительно правильных ответов.
Оценка «не зачтено»: менее 50 % правильных ответов.


РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-технические условияНастенное зеркало – 1 шт.
Детские столы – 3 шт.
Детские стулья – 8 шт.
Стол для логопеда – 1 шт.
Стул для логопеда – 1 шт.
Шкафы для пособий – шт.
Лампа дневного освещения – 1 шт.
Чистое полотенце – 1 шт.
Коробки, папки для хранения пособий.
Компьютер – 1 шт.
Принтер – 1 шт.

артикуляционная гимнастика в картинках;
— набор логопедических зондов и зондозаменителей;
— спиртовые медицинские салфетки;
— стерильные медицинские деревянные шпатели;
— одноразовые марлевые салфетки;
— бумажные салфетки;
— индивидуальные зеркала;
— картинки слов с различными звуками;
— картотека слов для автоматизации звуков;
— картотека слов для дифференциации звуков
– коврик резиновый массажный;
— резиновые массажные шарики;


3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение.Основные информационные источники.
1. Пенклиди, Е. В. Логопедический массаж как средство нормализации мышечного тонуса у детей дошкольного возраста с дизартрией / Е. В. Пенклиди // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 11(74). – С. 156-160. – EDN RBCJGI. https://elibrary.ru/download/elibrary_51435633_61007821.pdf
2. Роль логопедического массажа при коррекции дизартрии / С. А. Бобохян, Д. В. Синицына, И. А. Лысогорская [и др.] // Современный ученый. – 2022. – № 1. – С. 232-236. – EDN SMAOUF. https://elibrary.ru/download/elibrary_47813839_51442849.pdf
3. Славко, В. А. Система работы по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией средствами логопедического массажа / В. А. Славко, Н. А. Лебедева // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-2. – С. 202-204. – EDN KWSUBS. https://elibrary.ru/download/elibrary_42631099_37236153.pdf

Дополнительные информационные источники.
1. Инкижекова, О. А. Логопедический массаж как средство коррекции артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / О. А. Инкижекова // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: технологии, инновации, достижения : Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции, Уфа, 18 апреля 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 295-300. – EDN KQIBYN. https://elibrary.ru/download/elibrary_52989538_23997628.pdf
2. Шугаева, Н. Ю. Логопедический массаж в коррекции речевых нарушений / Н. Ю. Шугаева // Три века труда, поиска и исследований : Материалы 72-й региональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. В 3-х томах, Благовещенск, 20 апреля 2023 года / Отв. редактор А.В. Друзяка. Том 2. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2023. – С. 222-226. – EDN LORIEV. https://elibrary.ru/download/elibrary_54215122_61503579.pdf

3.3. Кадровые условияКвалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. №1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный №20237).
Реализация настоящей образовательной программы обеспечивается педагогическими кадрами (специалистами), имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее профилю (теме) программы повышения квалификации, или среднее профессиональное образование или высшее образование с дополнительным профессиональным образованием по профилю (теме) программы повышения квалификации.
Педагогические работники, входящие в состав комиссии для проведения итоговой аттестации по образовательной программе или лицо, ответственное за реализацию программы итоговой аттестации (педагогический работник), должны иметь среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее профилю (теме) образовательной программы. Они должны иметь опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Все педагогические работники осваивают дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации не реже одного раза в три года, в том числе (при необходимости) в форме стажировки.