Раздел 1. Общая характеристика программы1.1.Пояснительная запискаАктуальность программы. В последние годы количество детей с задержкой психического и речевого развития неуклонно растет. Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим, важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать речевую базу еще в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников. В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПРР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя – дефектолога, учителя - логопеда, педагога, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.
В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Несвоевременное проведение коррекционно – педагогических мероприятий с детьми с задержкой речевого развития ведет к возникновению у данной группы детей к задержке психологического развития.
Программа разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми законодательными актами:·Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
·"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;
·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
·Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС); Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009г.
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей с задержкой психического и речевого развития.
Основной базой рабочей программы является:
·«Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной.
- «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами» по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПРР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
1.2. Цель и задача программы Цель программы:
осуществление коррекционно
–
развивающей работы с
детьми с задержкой психического и речевого развития в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Задачи программы:- Развитие высших познавательных процессов у детей с ЗПРР;
- Осуществление коррекции негативных тенденций развития;
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка с ЗПРР;
- Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии детей.
Раздел 2. Содержание программы.2.1. Особенности работы педагога-психолога с детьми ЗПРР Психологические особенности детей с задержкой психического и речевого развития.
Понятие ЗПРР охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессии.
Дети с ЗПРР имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПРР сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений.
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПРР – органическое заболевание ЦНС.
Психологические особенности детей с задержкой психического и речевого развития:
- низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
- отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- неравномерная работоспособность;
- отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
- выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: времени и пространстве;
- нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу;
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;
- нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной.
Задержка психического и речевого развития поддаётся коррекции, при специально организованном коррекционно – комплексном обучении специалистами и родителями ребёнка.
Задачи:
1.Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:
1.осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;
2.осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
3.реализация своего потенциала.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:
1.различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;
2.различие, осознание эмоций других людей;
3.развитие произвольного поведения;
3.Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:
1.развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
2.воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
3.приобретение положительного опыта сотрудничества, взаимопонимания;
4.усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
Психолого-педагогическое сопровождение коррекционной работы с детьми с ЗПРР
Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы ЗПРР обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности.
При определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Учитывая, что дети с ЗПРР могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская), педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение реализуемых специальных (коррекционных) образовательных программ для д, имеющих различные отклонения в развитии.
Психолого-педагогическое обследование
является одним из компонентов
комплексного подхода в изучении развития детей с ЗПРР. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
Основной
целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ЗПРР. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго., Н.Н. Павловй, Л.Г. Руденко.
По результатам проведенных обследований проводится качественный
анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
1.особенности контакта ребенка;
2.эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
3.реакция на одобрение;
4.реакция на неудачи;
5.эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
6.эмоциональная подвижность;
7.особенности общения;
8.реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
1.наличие и стойкость интереса к заданию;
2.понимание инструкции;
3.самостоятельность выполнения задания;
4.характер деятельности (целенаправленность и активность);
5.темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
6.работоспособность;
7.организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
•особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ЗПРР. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ЗПРР
2.2. Принцы, этапы и методы работы Теоретической основой программы являются положения,
разработанные в
отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Принципы построения программы:1.Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2.Единство диагностики и коррекции.
3.Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
4.Комплексность методов психологического и речевого воздействия.
5.Возрастание сложности.
6.Учет объема и степени разнообразия материала.
Этапы работы:1.Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей в группу, определение индивидуального образовательного маршрута по рекомендации комиссии ПМПК.
2.Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист (учитель – дефектолог, педагог – психолог, учитель – логопед).
3.Коррекционно – развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия со специалистами.
4.Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, в начале и в конце учебного года. Анализ работы по программе.
На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.
Основные методы программы:1.Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
2.Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.
3.Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность.
4.Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
5.Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
6.Арт-терапевтический метод. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.
7.Метод дидактических игр
. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.
8.Метод психогимнастики
. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.
9.Метод коммуникативных игр
. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.
2.3. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ЗПРР Коррекционно-развивающая работа строится на основе психолого-педагогического подхода,который выражается в следующем:
- Комплексная диагностика интеллектуального и личностного развития детей.
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми
Цель
коррекционно-развивающей работы педагога-психолога:
коррекция недостатков развития,
выявление резервных
возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода и обеспечение нормального развития в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте. Для этого предуматривается:
·коррекция отношений между детьми;
·коррекция индивидуально-психологических отклонений в поведении, общении, развитии ребёнка;
·коррекционная работа по развитию эмоционально-чувствительной сферы ребёнка;
·поддержка детей группы риска с повышенной тревожностью, агрессивностью, депрессивностью;
·помощь в урегулировании отношений детей и родителей.
2.4. Алгоритм сопровождения: комплексная диагностика педагога-психолога с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута;
- Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами необходимости специального коррекционного обучения;
- Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное
§ сопровождение ребенка специалистами с учетом его потенциальных возможностей (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя – дефектолога).
При организации занятий с детьми с ЗПРР с особыми образовательными потребностями,
реализуются следующие функции:- Эмпатическое принятие ребенка.
- Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.
- Эмоциональная поддержка ребенка.
- Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.
- Тематическое структурирование задачи.
- Помощь в поиске формы выражения темы.
- Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования.
3. Планирование результатов - Сформировано представление о самом себе, овладение элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
- Овладение навыка общения со взрослыми и сверстниками, овладение навыка продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
- Сформированы перцептивные действия (зрение, слух и тактильность). Сформирован навык овладения системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.
- Овладение единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.
- Усвоение количественных и качественных отношений между предметами. Сопоставление предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимание того, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.
- Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.
- Развита мелкая моторика, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.
- Дети интересуются игрушками, предметами, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками.
4.Организационно-педагогические условия реализации программы.4.1. Календарный учебный графикКалендарный учебный график составляется более подробно ежегодно по каждому блоку программы на каждый учебный год и является Приложением к дополнительной общеразвивающей программе «Счастье в каждом ребенке ».
4.2. Условия реализации программы.
Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов, обладающих необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с особенностями в развитии, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с ЗПРР.
Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых
в течение одного учебного года.
34.3. Формы аттестации и оценочные материалыВходной контроль – осуществляется в начале курса занятий с помощью беседы, опроса. Определения уровня развития детей.
Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии с помощью педагогического наблюдения, опроса, практического задания. Определение степени усвоения обучающимся учебного материала.
Промежуточный контроль – осуществляется в середине учебного года с помощью педагогического наблюдения, опроса, практического задания. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.
Итоговый контроль - осуществляется в конце учебного года с помощью тестирования. Определение изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения.
4.4. Материально-техническая база:- помещение для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПРР ;
- наличие специализированных методических материалов, пособий;
- диагностический инструментарий.
4.5. Используемые психодиагностические комплекты Перечень программ, технологий, пособий:
∙ Психодиагностический комплект детского психолога (авторы Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденк), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик.
- Психологический комплект психолога ДОУ (автор Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития детей»)
∙ Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (авт. С. М. Забрамная);
∙ Психодиагностический комплект (авт. О. М. Дьяченко и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении»);
∙ Психодиагностический комплект (авт. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»);
∙ Психодиагностический комплект (авт. Р. С. Немов «Психология, т.3)
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ- Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
- Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. - СПб, 2005.
- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, Москва, 2010.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. – СПб: Литера, 2005.
- Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010.
- Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы
ДОУ (методические рекомендации). Ростов н/Д, 2002г.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. – Спб.: ЦДК 2010.
- Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, Москва, 2009.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) – М.: Генезис, 2014
- Романова Н. Расту, играя Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития.- М,2017
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001.
- Формирование коммуникативных умений у детей с ЗПР Т.Б.Бойко, Волгоград, 2012.
- Цикл занятий для развития познавательной сферы детей с проблемами в развитии Т.Б.Кротова, О.А.Минина, А.В.Можейко, Москва, 2010